ДЕКАБРЬ 2009
ФЕВРАЛЬ 2010
МАРТ 2010
АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ

НОВОСТИ САЙТА

Участникам конференций, состоявшихся с 15 по 31 декабря 2009г.

Уважаемые коллеги!

В связи с небольшой задержкой выхода научных трудов конференций, проходивших с 15 по 31 декабря 2009 г., выкладываем все необходимые реквизиты печатных материалов, а также содержание каждого сборника.

Подробнее...
 

График проведения конференций на 2010 год

Составлен календарный план проведения научных и научно-практических конференций на 2010 год: СКАЧАТЬ
 

Участникам конференции

Уважаемые коллеги! В связи с частыми вопросами относительно порядка предоставления материалов на конференцию,
Подробнее...
 
СОБЫТИЯ В МИРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Премия «Власть №4»

Всероссийская Премия «Власть №4» в области общественно-политической журналистики за 2009 год учреждена Институтом общественного проектирования и призвана содействовать повышению уровня освещения общественно-политической и социальной проблематики, способствовать повышению профессионального уровня журналистов, поощрять талантливых авторов.
Подробнее...
 

Конкурс на лучший инвестиционный проект России

Всероссийский Конкурс "Лучший инвестиционный проект" проводится Секцией Международного сотрудничества регионов Сенаторского Клуба Совета Федерации при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты РФ, Министерства регионального развития РФ и руководства регионов Российской Федерации.
Подробнее...
 
 

Проблемы организации финансирования в системе обязательного медицинского страхования (ОМС)

Существующая система обязательного медицинского страхования, которая сложилась в нашей стране, по сути, является смешанной, поскольку, с одной стороны, базируется на страховых принципах, и, соответственно, своим источником имеет страховые взносы, которые уплачиваются в рамках ЕСН, с другой, - она финансируется и за счет бюджетов всех уровней. 

Это означает, что переход от государственного финансирования к системе страховой медицины, запланированный законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» еще в 1991 году, не закончен и система ОМС существует лишь в усеченном виде, где страховые принципы не являются определяющими. 

Существующая система ОМС базируется на федеральном и территориальных фондах, в которых аккумулируются бюджетные и страховые денежные средства. ФОМС в свою очередь осуществляют финансирование страховых медицинских организаций, которые распределяют средства в лечебно-профилактические учреждения (схема 1)

В формировании и использовании фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Финансирование страховых медицинских организаций осуществляется из ТФОМС и регулируется нормативами, которые устанавливаются дифференцированно.

Применяются три основных метода дифференциации нормативов финансирования и их различные сочетания - по возрасту застрахованных (в 50 субъектах РФ), по полу застрахованных (в 45 субъектах РФ), по месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) (в 26 субъектах РФ). При этом необходимо отметить, что нормативы, устанавливаемые ТФОМС меняются достаточно часто (в 47 регионах - ежемесячно, в 16 регионах - раз в квартал). Таким образом, финансовые условия деятельности страховщиков в системе ОМС характеризуются нестабильностью, что является одним из факторов, препятствующих формированию их устойчивой ориентации на повышение эффективности использования ресурсов системы ОМС.

Другой важной особенностью организации финансирования в ОМС является смета расходов для ЛПУ. Согласно установленному порядку, смета расходов должна рассчитываться исходя из показателей пропускной способности медицинского учреждения: количество больничных коек, расчетное число амбулаторно-поликлинических посещений врачей за смену. Эти показатели являются базовыми для определения отдельных видов затрат. Так, в зависимости от коечной мощности стационара определяется общее количество требуемого медицинского персонала и соотношение должностей, различающихся по уровню оплаты труда. Полученные показатели умножаются на ставки заработной платы, устанавливаемые в соответствии с единой тарификационной сеткой оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС). Необходимые затраты на медикаменты,  приобретение мягкого инвентаря (постельное белье и пр.), питание больных рассчитываются как произведение количества больничных коек на нормативные показатели удельных затрат соответствующих видов в расчете на одну больничную койку.

Реальность несколько отличается от вышеуказанной схемы: нормативная база, используемая для проведения таких расчетов, в значительной степени унаследована от плановой системы здравоохранения  с назначаемыми государством ценами. Старые стоимостные нормативы нередко просто механически корректируются с помощью индексов-дефляторов, причем рассчитанных для экономики в целом.  

Выводы:

Существующая система организации финансирования ОМС не отвечает принципам страховой медицины, до сих пор сохранив черты бюджетного подхода.
Финансирование лечебно-профилактических учреждений осуществляется по смете расходов без увязки с результатами их работы и не основывается на каких-либо четко сформулированных принципах.
Частая смена нормативов для страховщиков, устанавливаемых ТФОМС затрудняет их деятельность и снижает эффективность использования ресурсов системы ОМС.

Литература

1.    Большакова Т.С. Совершенствование системы финансирования здравоохранения федерального подчинения в связи с проблемой повышения эффективности планирования и использования ресурсов. - Экономика здравоохранения, 2001, № 1(51). С. 14-16.
2.    Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении. – Экономика здравоохранения, 2001, № 1(51). С. 5-11.
3.    Шишкин С.В., Чернец В.А., Бесстремянная Г.Е. Организация финансирования и управления здравоохранением в регионах России журнал "Ремедиум" №1 2007

 

 
« Пред.
Вернуться
Rambler's Top100
© 2010 НИИ РРР